Обобщение положительного педагогического опыта в 2015 году
в учреждении образования «Кобринский государственный политехнический колледж» по состоянию на 31.12.2015
1. Прокурат Алла Витальевна – мастер производственного обучения первой категории, образование высшее, по специальности «Художественно-оформительские работы и дизайн интерьеров».
2. Первая квалификационная категория, присвоена 17.02.14 года.
3. Тема обобщённого опыта «Развитие и самореализация личности на уроках производственного обучения через приобщение к искусству».
4. Форма обобщения: творческий отчет на заседании педагогического совета 21 марта 2014 года и цикловой комиссии в июне 2015.
5. Ведущая роль в социализации личности учащихся принадлежит искусству, поскольку оно является жизненно важным для развития и воспитания. Именно через искусство закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализация и формирование мироощущения, необходимого в последующей жизни.
Практический опыт Аллы Витальевны показывает на необходимость нахождения способов и методов подачи материала во время учебных занятий с учащимися, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.
Алла Витальевна считает, что мастер-класс – главное средство передачи своей концептуальной системы и форма обобщения и распространения опыта, собственного творческого потенциала. На учебных занятиях мастер п/о демонстрирует современные приемы и методы работы.
Алла Витальевна обладает высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствует свои знания и умения, обладает многогранностью интересов, направляет свою деятельность на создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы, поощряет творчество и работу воображения. Для повышения мотивации творческой деятельности учащихся уроки производственного обучения Алла Витальевна организует таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно логически выстраивать свои мысли, были раскованными в творчестве, не боялись нового, неожиданного, с другой стороны, имели возможность творить своими руками.
Большое внимание Алла Витальевна уделяет разным техникам, начиная с традиционных народных промыслов: декоративная роспись, инкрустация, керамика, плетение из соломки, и заканчивая современными видами искусства такими как: декупаж, лепка из полимерной глины, роспись акриловыми и витражными красками, квиллинг, граттаж и др.
Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей, поэтому очень важно проводить учебные занятия изобразительного искусства с применением компьютерных технологий, где учащийся может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажи различных по пластике, характеру и настроению. Компьютер позволяет легко менять не только цвет, но и форму предмета. Алла Витальевна считает, что учащийся должен иметь возможность добиваться успеха. Результатом педагогической деятельности Аллы Витальевны является:
- неоднократные победы учащихся в областных и республиканских конкурсах «И мастерство, и вдохновение», «Беларускi вянок»;
- учащиеся становятся победителями в конкурсах бигбордов по здоровому образу жизни, «Пожарники глазами детей», «Опасность – СПИД»;
- состоялась персональная выставка творческих работ, посвященных Дню Матери в доме культуры Батчинского агрогородка;
- выполнены методические разработки по теме «Сувенирная кукла», «Масляная живопись»; написана статья «Детство как скульптура».
Одним из этапов повышения мотивации явилось художественное оформление остановочных пунктов Кобринского района. В процессе работы учащиеся получили большой практический опыт работы, что в свою очередь положительно сказалось на овладении ими профессиональными навыками выбранной специальности.
Со временем успехи наших учащихся обеспечивают высокую внутреннюю мотивацию педагогов и как результат, неуклонный профессиональны рост.
1. Леонович Дмитрий Григорьевич, преподаватель учебных дисциплин специальности «Технология деревообрабатывающих производств».
2. Первая квалификационная категория преподавателя, 03.10.2011года.
3. Тема обобщённого опыта «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс»
4. Форма обобщения: творческий отчет на заседании цикловой комиссии 01 июня 2015 года.
Дмитрием Григорьевичем при работе с учащимися по изучению учебных дисциплин по специальности 4-46 01 02 «Технология деревообрабатывающих производств» применяется система интернет-взаимосвязанных блогов, созданных в электронной среде Googol при помощи встроенного редактора блогов Blooger. Основным блогом является блог Master.LDG от которого ответвлены блоги, созданные по специальным дисциплинам, уже со своими ответвлениями на различные электронные Интернет-ресурсы, библиотеки и хранилища данных:
1. Системы аспирации и пневмотранспорта
2. Проектирование мебельных предприятий
3. Конструирование мебели и столярных изделий
4. Технология производства мебели
5. Дипломное проектирование
Таким образом система собой представляет единый цельный механизм и имеет форму «паука». В качестве хранилища данных применяются облачные интернет-хранилища, созданные в следующих электронных средах:
1. среда Googl – Googl диск – 15 Мбайт
2. среда Yandex – Yandex диск – 10 Мбайт
3. среда Mail - Mail облако – 1028 Мбайт
Хранение информации выполнено в различных форматах – это и doc, pdf, mp3, jpg и т.п. В блогах при работе с учащимися используются собственные методические материалы (в печатных и электронных формах) по различным учебным дисциплинам (предусмотрена возможность самостоятельного изучения учебной дисциплины и подготовки к экзамену) для очной и заочной форм обучения:
Конструирование мебели и столярных изделий
• Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине с теоретической частью и образцами выполнения (издано в УО «Кобринский ГПК»)
• Методические указания по выполнению курсовых проектов (издано в УО «Кобринский ГПК»)
• Электронный тест по проверке знаний
1. Проектирование мебельных предприятий
• Методические указания по выполнению практических работ и занятий по учебной дисциплине с теоретической частью и электронными таблицами. (издано в УО «Кобринский ГПК»)
2. Технология производства мебели
• Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине с теоретической частью и электронными таблицами. (издано в УО «Кобринский ГПК»)
• Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине с теоретической частью и электронными таблицами. (издано в УО «Кобринский ГПК»)
3. Дипломное проектирование
• Электронный пакет документов и таблиц для выполнения разделов дипломного проекта.
4. Основы технической механики
• Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по учебной дисциплине с теоретической частью – 2 части. (издано Брестским учебно-методическим центром)
• Конспект лекций по разделу «Теоретическая механика» (издано в УО «Кобринский ГПК»).
Для общения с учащимися Дмитрий Григорьевич применяет система подписок с автоматической рассылкой соответствующих сообщений, а также непосредственное общение через блог, что позволяет его делать, с учётом замечаний более удобным и гибким.Чтобы повысить удобство пользования блогами и хранимой информация, система адаптирована и под мобильные устройства, необходимо установить только нужные программы через программу Play Market на своё мобильное устройство. На данный момент система, учитывая возможность пользования ею на различных языках, насчитывает с момента создания более 15000 посещений из различных стран мира.
1.Синяк Алёны Леонидовны, мастер производственного обучения по специальности «Художественно-оформительские работы и дизайн интерьеров»; «Декоративно-прикладное искусство».
2. Первая квалификационная категория мастера производственного обучения, 03.05.2010 года.
3.Тема обобщённого опыта «Современные виды изобразительной деятельности как средство формирования творческого воображения»
4.Форма обобщения: творческий отчет на заседании цикловой комиссии 10 июня 2015 года.
5. Алёна Леонидовна считает, что изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. В процессе рисования, творческой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого учащиеся самостоятельно создают новые образы и идеи; представляющие ценность для других людей или общества в целом и, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Воображение (фантазия) необходимо в любом виде человеческой деятельности. Современные подходы к развитию учащихся в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением учащихся к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»
Особое внимание Алёна Леонидовна уделяет выбору современных техник рисования. Большинство современных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес учащихся к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, современные техники расширяют изобразительные возможности учащихся, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного образования. Используемые Алёной Леонидовной техники изучены в работе с учащимися. Это такие техники как: оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, монотипия пейзажная, рисование нитками и многие другие.
Выбор мастером производственного обучения этих техник не случаен:
- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
- во-вторых, они доступны в техническом отношении;
- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями учащихся. Разнообразные условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с учащимися, а также материалы, с которыми они действуют, позволяет интенсивнее развивать художественное творчество и воображение.
Используем также разнообразный цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит учащихся перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у учащихся не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), используем листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).
Алёна Леонидовна для того, чтобы не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивать живость и непосредственность восприятия и деятельности использует новизну обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для учащихся неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы. Важно, что всякий раз мастер создаёт новую ситуацию так, чтобы учащиеся, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения Алёны Леонидовны к учащимся, разговора с ними, применяется также показ какого-либо наглядного материала, создаётся проблемная или игровая ситуация. Таким образом, создаётся эмоциональное настроение у учащихся. Учащиеся выполняют задание, при необходимости им оказывается помощь советом и проводится индивидуальная работа.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ работ учащихся в конце занятия - важное условие успешного развития изобразительного творчества. Во - первых, учащимся это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других учащихся и как оценивается.
На занятиях Алёны Леонидовны не только развивается воображение и творческие возможности учащихся, но и обогащается и расширяется художественный опыт детей, побуждая учащихся экспериментировать, поддерживаются и поощряются творческие находки .