1. Полоцкое княжество
Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году. В середине X века возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (ум. ок. 978). В 988—1001 годах в Полоцке княжил Изяслав Владимирович, сын Рогнеды Рогволодовны и Владимира Святославича, родоначальник династии полоцких князей Изяславичей. К 992 году относится основание Полоцкой епархии (по некоторым источникам, 1104 год).
В 1003—1044 годах в Полоцке княжил Брячислав Изяславич. Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив города Усвят и Витебск, а также земли между Западной Двиной и Дисной, где основал город Брячиславль (Браслав).
В период правления Всеслава Брячиславича (с некоторыми перерывами с 1044 по 1101 год) был построен Софийский собор (между 1030—1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич — единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.
С именем внучки Всеслава Брячиславича Преподобной Евфросинии (1110—1173), игумении Полоцкой, связано основание Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. По ее заказу в 1161 году мастер-ювелир Лазарь Богша создал напрестольный крест — шедевр старобелорусского ювелирного искусства.
В XII веке началась борьба за главенство между Витебской, Минской и Друцкой ветвями потомков Всеслава Брячиславича. Это привело к захвату части земель Полоцкого княжества новгородцами, смоленскими и черниговскими князьями. Испытывало давление Полоцкое княжество также со стороны литовцев и крестоносцев. В 1201 году в устье Западной Двины немецкими рыцарями-крестоносцами было основано военно-торговое поселение Рига, что значительно подрывало экономические позиции Полоцка.
В начале 1240-х годов на полоцком княжеском престоле часто оказывались литовцы, однако государство сохраняло самостоятельность. Правивший в Полоцке во второй половине XIII века Андрей Полоцкий (1342—1377, 1381—1387) является одним из самых замечательных политических деятелей в истории Полотчины. После утраты князем Андреем Полоцкого княжества его сменил Скиргайло Ольгердович (1387—1397) — последний самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года земли бывшего Полоцкого удела в составе Великого княжества Литовского управлялись наместниками, а с 1504 года — воеводами.
2. Образование
В 1580 году по указу Стефана Батория в Полоцке основывается Полоцкий иезуитский коллегиум.
В XVII веке при Полоцком Богоявленском монастыре существовала православная Полоцкая братская школа, в которой с 1656 года преподавал известный белорусский педагог, публицист, поэт, драматург и церковный деятель Симеон Полоцкий.
12 января 1812 года Указом императора Александра I Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию с правами университета. Полоцкая иезуитская академия просуществовала 8 лет до 1820 года и стала первым высшим учебным заведением на территории Белоруссии.
На базе Полоцкой иезуитской академии с 1822 года функционирует Полоцкое высшее пиарское училище. 21 января 1830 года Полоцкое высшее пиарское училище ликвидируется.
25 июня 1835 года в здании бывшей Полоцкой иезуитской академии был открыт Полоцкий кадетский корпус. В 1865 году во время Милютинской реформы Полоцкий кадетский корпус был переименован в Полоцкую военную гимназию. В 1882 году он переименован обратно в Полоцкий кадетский корпус. В сентябре 1914 года Полоцкий кадетский корпус был эвакуирован из Полоцка.
1 сентября 1844 года открывается Cпасо-Евфросиниевское, женское духовное училище. В 1907 году указом Святейшего Синода Спасо-Евфросиниевское училище было преобразовано из трехклассного в шестиклассное и получило статус епархиального. Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище прекратило существование в 1917 году.
14 июля 1968 года создается Новополоцкий филиал Белорусского политехнического института. С 1 января 1974 года на базе Новополоцкого филиала Белорусского политехнического института открывается Новополоцкий политехнический институт. 14 сентября 1993 года Новополоцкий политехнический институт был переименован в Полоцкий государственный университет.
В Полоцке действуют 15 средних школ, 2 гимназии, кадетское училище, 2 спортивные школы, в том числе олимпийского резерва, школа искусств и художественная, Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж, Полоцкий торгово-технологический колледж Белкоопсоюза, Полоцкий государственный лесной колледж, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П. М. Машерова», Полоцкий государственный профессионально-технический колледж, Полоцкий государственный профессиональный лицей строителей, Полоцкий государственный профессиональный лицей химиков, Полоцкий медицинский колледж.
3. Архитектура
Софийский собор (построен между 1044—1066 годами, разрушен в 1710 году, восстановлен в стиле виленского барокко в 1738—1750 годы) — один из самых ранних храмов Древней Руси наряду с Киевским и Новгородским Софийскими соборами и самая древняя каменная постройка на территории современной Белоруссии.
Комплекс зданий Спасо-Ефросиниевского монастыря (основан в 1128 году), в том числе Спасо-Преображенский храм (1161; зодчий Иоанн), Евфросиниевская трапезная церковь (1847) и Крестовоздвиженский собор (1893—1897; архитектор В. Ф. Коршиков).
Комплекс зданий бывшего Богоявленского монастыря, в том числе Богоявленский собор (XVIII в.) и строение братской школы (1780—1788).
Комплекс зданий бывшего иезуитского коллегиума (XVIII в.).
Комплекс зданий бывшего монастыря бернардинцев, в том числе костел Девы Марии (1758) — руины, жилой корпус (1758).
Жилой корпус бывшего монастыря францисканцев (вторая половина XVIII века).
Свято-Покровская церковь (заложена в 1905 году, восстановлена в 2004 году).
Жилой дом (1692) (ул Нижнепокровская, 33). Памятник архитектуры с элементами стиля барокко. Сейчас здесь расположена Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской».
Застройка пл. Свободы (конец XVIII в.).
Здание бывшего Православного духовного училища (проспект Ф. Скорины, 10). Построено во 2-ой половине XIX века. Сейчас здесь расположен Полоцкий горисполком.
Здание бывшего Спасо-Евфросиньевского женского епархиального училища (ул. Ефросиньи Полоцкой, 45). Построено в начале XX века. Сейчас — Полоцкий государственный лесной колледж.
Здание бывшей лютеранской кирхи (начало XX века). Сейчас здесь расположен Краеведческий музей.
Костел св. Андрея Боболи (1996).
4. Духовное наследие
Годом рождения Русской Церкви стало лето от Рождества Христова 988 г, в котором крещены были киевляне святым князем Владимиром Святославовичем.
Пришла вера Христова и на белорусскую землю - в княжество Полоцкое. Силой взял Владимир-язычник в жены Рогнеду - дочь полоцкого князя Рогволода; спустя годы Владимир-христианин отпустил Рогнеду вместе с сыном Изяславом в отцовскую землю. По преданию, Рогнеда приняла образ ангельский с именем Анастасия и заложила первый на земле Белой Руси монастырь. А древний Полоцк, стольный княжеский город, стал центром христианства на нашей земле.
В 992 г. была основана Полоцкая епархия. Записали чернецы-летописцы о полоцком епископе Никифоре, коего в 1096 г. выбрали преемником киевского митрополита Ефрема. Однако неведомы остались годы жития Никифора.
Святитель Мина - первый полоцкий владыка, о котором имеется датированное летописное свидетельство. Издревле был причислен он к лику святых и почитался Церковью с давних же времён, но житие его не сохранилось.
Знаем о святом Мине немногое. Возможно, был он рождён в стольном Полоцке в 50-60 гг. XI века. Минуло отрочество. Пришло время подвижничества духовного добросердечного и наученного Святому Писанию юноши. Стремление к большему служению влечёт его в Киево-Печерский монастырь, славный в то время по всей Руси благочестием своих монахов. В этой обители он и принял постриг с именем Мины.
Историки считают, что в скором времени Мина избран был игуменом Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве. Спустя многие столетия, е 1911 г., из-за дождей на Зверинецком валу случился оползень, обнаружился вход в большую подземную галерею. В одной пещере, служившей в древности церковью, в нише над жертвенником для поминовения на проскомидии были обнаружены начертанные на сырой глине имена зверинецких игуменов. Вместе с именами Леонтия, Михаила удалось разобрать и имя Мины.
Славится святитель Мина Православной Церковью как один из первых архипастырей, кои способствовали своим житием и служением распространению веры Христовой на Белой Руси. Ничего не ведомо о деяниях святого Мины в епископском сане. Можно лишь предполагать, что радением его возводились церкви и монастыри, воспитывались в законах добротолюбия пастыри и пасомые. А может, именно под духовным окормлением святого Мины возросла в вере преподобная Евфросиния, будущая игуменья полоцкая, ведь и постриг приняла она ещё при жизни святителя. В 1115 г. епископ Мина стал сомолитвенником и сотрудником в важном церковном деянии того времени - перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба в Киев. Земная жизнь святого закончилась летом 1116 г. В Воскресенской летописи читаем: «Того же лета [1116] преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20».
Неведомо потомкам, где почивают мощи святителя Мины...
5. Жизнь и деятельность святой Евфросинии Полоцкой
В 1110 году в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии родилась дочь. Девочке дали имя Предслава. Внучка Всеслава Чародея, по уму, характеру, поведению была похожа на своего деда – государственного деятеля. Предслава проявляла хорошие способности к учебе. Она старательно изучала грамматику, арифметику, историю, иностранные языки. Красивой и образованной девочкой гордились родители. Шло время, на княжеский двор зачастили сваты. Но для всех у князя Георгия был один ответ «Да будет воля Господа!».
Когда Предславе исполнилось 12 лет родители решили выдать ее замуж. Но девочка выбрала другой путь: служение Богу и людям. В « Житии Евфросинии Полоцкой», которое сохранилась до наших дней, приводится рассуждение Предславы: «А что, успели сделать предки наши? И женились и выходили замуж и княжили, но не вечно. Их жизнь прошла. Погибла слава их, словно прах и паутина. Но были женщины, которые раньше смело с Богом в сердце, через испытания шли – тех помнят на Земле ». Предслава обратилась к игуменьи Полоцкого монастыря, вдове князя Романа Всеславовича, с просьбой, принять ее в монастырь. Княгиня пробовала отговорить девочку, в связи с ее молодостью, трудностями монашеской жизни.
Родители Предславы были против ее решения. Но она все же добилась своего, она приняла постриг под именем Евфросинии и поселилась в монастыре. Она изучала жизнь святых, историческую хронику.
Прошло несколько лет. Евфросиния, с разрешения епископа Ильи, перешла жить в келью Софийского Собора. Начинается тяжелая работа - переписывание книг, которая требовала не только образованности, художественных способностей, но и значительных физических стараний. Дни, месяцы, годы усердной работы – церковные книги, летописи, византийская хроника, переводы философских работ, переписка с византийским императорским двором. Евфросиния основала женский и мужской монастыри, там были мастерские по переписыванию и переводу книг.
Построивши монастырь в Сельце, Евфросиния попросила отца прислать ее сестру Гордиславу для обучения грамматики. Гордислава приняла постриг и уже, как монахиня Евдокия, стала помогать Евфросинии. Затем к ним присоединилась и троюродная сестра Звенислава.
Евфросиния открыла иконописную мастерскую, содействовала открытию школ. Чему учила святая? «Должна быть чистота душевная, голос тихий, слово доброе, есть и пить молча, быть милосердным, при старших молчать, мудрых слушать, любить ближнего, мало говорить и много понимать …».
С именем Евфросинии связана развитие полоцкой архитектурной школы. По ее указанию был построен памятник мировой культуры, церковь Святого Спаса. Церковь была построена зодчим монахом Иоаном на берегу реки Палаты за 30 недель. Этот храм единственный в Беларуси, где сохранились фрески 12 века. Храм впечатляет своей красотой.
С деятельностью Е.Полоцкой связано имя мастера Лазаря Богши. По заказу Евфросинии он 1161 году сделал шести конечный крест, для сохранения христианских реликвий: частица креста, на котором был распят Христос, частицы мощей святых находятся в нем. Крест – 52 см, покрыт золотыми и серебряными пластинами с цветными перегородками эмали с изображениями святых. Крест являлся не только памятником ювелирного художества, но и памятником просвещения. Святыня исчезла в 1941году.
Просветительница Евфросиния оказывала влияние и на неспокойную политическую жизнь, она старалась помочь князьям решать споры мирным путем. Уже в пожилом возрасте Евфросиния с сестрой Евпраксией и братом Давыдом совершили паломничество в Иерусалим. Это было тяжелое испытание. По пути на святую землю Ефросинья посетила столицу Византийской империи, встретилась со своим родственником императором Мануилом Комнинам и в конце апреля 1173 года пришла в Иерусалим. На протяжении трех дней приходила Евфросиния молится к гробу Господню. Через 24 дня умерла и была похоронена в иерусалимском монастыре. В 1187 году мощи Евфросинии перевезли в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 году мощи святой Евфросинии доставили в Полоцк в Спасо-Евфросиньевский монастырь. Через многие столетия вернулась княжна-просветительница на родную землю.
Прадыслава