Меню

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЕРБИЦКОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

На заседании цикловой комиссии преподавателей общеобразовательных предметов был представлен опыт работы Вербицкой Людмилы Викторовны, преподавателя высшей квалификационной категории, по теме самообразования «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как основа формирования учебно-познавательной компетенции». Изучение темы осуществлялось с 2018-2019 учебного года.

Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. 

Поэтому задания для самостоятельных работ составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний, а также упражнения, которые подготовят к решению новой, более сложной задачи. Также иногда даются некоторые советы, примерный план действий, ведущий к достижению правильного результата наиболее рациональными приемами.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Актуальность данной темы бесспорна, т.к. цель современного урока – научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, низкий уровень мотивации к химическому образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся.

Цель: организация системы самостоятельной работы учащихся и создание условий ее успешной реализации при изучении химии.

Организация самостоятельной работы на уроке – очень ответственная и сложная работа для каждого преподавателя. Преподаватель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Самостоятельная работа учащихся на уроках всегда проектируется преподавателем, проходит под его руководством и контролем.

Метод самостоятельной работы учащихся постоянно находится в центре внимания дидактов и психологов, ведущих исследования по различным аспектам развивающего обучения. Доказана большая роль самостоятельной работы в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса.

Людмила Викторовна представила коллегам требования к организации самостоятельной работы на уроке; классификацию учебных заданий для самостоятельной работы; классификацию самостоятельных работ учащихся; этапы планирования самостоятельной работы; применение игровых приемов работы с учебным материалом; организацию самостоятельной работы учащихся с материалом учебника: работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний, работа с текстом учебника, работа с иллюстративным материалом учебника.

Выводы: 1. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ у учащихся ускоряются темпы формирования умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ творческого характера.

 

Поиск

Free Joomla! templates by AgeThemes