Вопрос о выборе профессии у многих ребят и их родителей все чаще остается без ответа. Куда поступать? Это очень важно, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату.
Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной готовности их к осознанному выбору жизненного пути. Представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.
Как не ошибиться? Как найти себя в мире профессий? На эти вопросы Вы найдете ответы в Справочниках для поступающих в учреждения профессионально-технического образования и в учреждения среднего специального образования Республики Беларусь.
В обществе бытует мнение о профессионально-техническом образовании как «непрестижном» по сравнению с высшим образованием, и поэтому многие родители настойчиво рассматривают вопрос о продолжении обучения своих детей в школе, а потом в вузе. Однако к вузу можно прийти и через профессионально-техническое образование, которое является более доступным, массовым, выгодным и имеет ряд преимуществ перед продолжением обучения в учреждении общего среднего образования.
Профессионально-техническое образование обеспечивает практико-ориентированную подготовку рабочих и служащих, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с хорошо развитыми практическими навыками трудовой деятельности.
Во-первых, граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования республики. Основная информация о порядке приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, содержится в приведенных в справочнике Правилах приема лиц для получения профессионально-технического образования.
Обучение в учреждениях профессионально-технического образования осуществляется на основе общего среднего, общего базового и специального образования и обеспечивает получение профессии и общего среднего образования или только профессии.
Большинство учреждений профтехобразования осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что дает выпускнику возможность получить несколько квалификаций и, соответственно, позволяет быть более конкурентоспособным на рынке труда.
Выпускник, получивший диплом об окончании учреждения профессионально-технического образования, в отличие от выпускника школы с аттестатом об общем среднем образовании, имеет еще и профессию. Если по каким-либо причинам он не смог продолжить обучение в вузе, то в большей степени застрахован от безработицы, так как может пойти работать по профессии и материально обеспечивать себя.
Во-вторых, выпускникам учреждений профтехобразования гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.
В-третьих, возможность непрерывного получения образования. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах. Прием в профессионально-технические колледжи для получения среднего специального образования в сокращенный срок обучения осуществляется в соответствии с Правилами приема в средние специальные учебные заведения. За более короткий промежуток учебы можно разобраться, насколько верно выбрана профессия, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Переход по уровням образования от профессионально-технического к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на 3 курс обучения. Другими словами, учреждение профессионально-технического образования – это удобный «мостик» для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.
В-четвертых, в целях социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся на дневной форме получения образования и стимулирования освоения содержания образовательных программ профессионально-технического образования со сроком обучения менее 1 года назначаются стипендии. Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. Учебные стипендии получают обучающиеся в учреждениях профтехобразования по дневной форме обучения за счет средств бюджета в размере около 400 тыс. рублей в месяц (от 353 250 до 459 225 рублей в зависимости от среднего балла обучения); социальная стипендия составляет 270 тыс. рублей; специальная – 555 750 рублей. Эта относительная финансовая самостоятельность молодых людей выгодно отличает их от сверстников – учащихся учреждений общего среднего образования, что еще раз подчеркивает преимущество выбора именно профессионального пути.
В-пятых, учащиеся учреждений профтехобразования, обучающиеся более одного года, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, – бесплатным трехразовым горячим питанием в учебные дни.
В-шестых, обучающиеся в учреждениях профтехобразования на период обучения в соответствии с законодательством могут обеспечиваться местами для проживания в общежитиях при их наличии.
В-седьмых, материальная помощь на проезд оказывается нуждающимся иногородним учащимся, среднедушевой доход семей которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала.
Материальная помощь на проезд может быть оказана учащимся в виде частичной компенсации (в размере, не превышающем 50 %) стоимости проезда (проездного документа) к месту проживания семьи (родителей): не более чем за две поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения, железнодорожным транспортом общего пользования межрегиональных линий эконом-класса; не более чем за четыре поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), железнодорожным транспортом общего пользования региональных линий эконом-класса.
В-восьмых, при прохождении производственного обучения учащиеся учреждений имеют возможность повысить свое материальное благополучие, получая денежные выплаты за выполненные работы. Денежные средства за произведенную продукцию (работы, услуги) в размере не менее 75 % направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия в производстве этой продукции.
Например, средняя денежная выплата, получаемая учащимся учреждения профтехобразования во время производственного обучения на предприятиях г. Минска в 2012 г. составила 2–3 млн бел. рублей, в то время как его сверстник – выпускник школы только думает, куда пойти учиться.
Также учащиеся во время производственного обучения имеют право на выдачу им спецодежды и обуви, других средств индивидуальной защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих отраслей и профессий, за счет средств учебного заведения.
В-девятых, во время каникул учреждениями профессионально-технического образования организуются временная трудовая занятость молодежи по различным видам деятельности, студенческие отряды, что обеспечивает дополнительный заработок учащимся.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Изменение выбора, освоение новой профессии сделает Вас конкурентоспособным и востребованным работником на рынке труда. Первая профессия, даже если Вы потом передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в любых жизненных ситуациях. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Более подробные сведения по вопросам приема, обучения, трудоустройства, о существующих льготах и ограничениях можно получить непосредственно в учреждениях образования, а также в следующих органах:
- Министерство образования Республики Беларусь (220010, г. Минск, ул. Советская, 9; тел.: (8 017) 200 31 16, 222 64 90, 200 71 36);
- Управление образования Брестского облисполкома (224005, г. Брест, ул. Ленина, 11; тел.: (8 0162) 21 90 16, 21 85 91);
- Управление образования Витебского облисполкома (210029, г. Витебск, ул. Офицерская, 6; тел.: (8 0212) 48 03 72, 47 76 86);
- Управление образования Гомельского облисполкома (246050, г. Гомель, ул. Крестьянская, 14; тел.: (8 0232) 74 33 45, 74 33 29);
- Управление образования Гродненского облисполкома (230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 3; тел.:(8 0152) 74 33 76, 74 33 75);
- Управление образования Могилевского облисполкома, (212030, г. Могилев, ул. Первомайская,71; тел.: (8 0222) 31 01 83, 32 66 94);
- Управление образования Минского облисполкома (220030, г. Минск, ул. Энгельса, 4; тел.:(8 017) 327 01 22, 327 34 82, 327 23 15);
- Комитет по образованию Минского горисполкома (220004, г. Минск, ул. Тимирязева, 9а;тел.: (8 017) 226 46 42, 226 46 41).
Источник: Республиканский портал "Профессиональное образование"