Меню

Полезные ресурсы
prezident
ripo
Главное управление по образованию
ОУМЦ
О портале рейтинговой оценки
ppp 300x0
помогут
Институт
banner-bstu
banner-abi
lib
banner-pravo
dps
logo-raschet3

Умение говорить и слушать

 "Слово есть поступок." (Л.Н.Толстой)

Depositphotos

В арсенале человеческого общения много средств: улыбка, мимика, движения, походка, но самым мощным, самым выразительным является речь. О том, что словом можно убить, спасти и полки за собой повести, все мы хорошо знаем. Доброго слова иногда бывает достаточно, чтобы подружиться с человеком, слово может быть своего рода лекарством, облегчающим страдания, и ядом, который может насмерть ранить. Словом можно внушить здоровье, вернуть работоспособность и настроение. Рекомендуется внушать себе перед сном: «Я здоров, у меня ничего не болит. Я удачливый, у меня все хорошо. У меня прекрасные отношения с родными и друзьями». Но как легкомысленно и даже беспечно порой мы пользуемся этим инструментом в нашем обществе, не осознавая его силу.
Иногда мы говорим «просто так», чтобы заполнить неловкие паузы. Иной раз разговариваем слишком резко. А привычка не выбирать подходящие выражения, тональность, громкость приводит к обидам, непониманию и неприятию.
Прежде всего, речь как средство общения – это своеобразный мост от внутреннего мира одного человека к внутреннему миру другого человека. По этому мосту передаются наши мысли, чувства, желания, настроение. Речь человека всегда отражает внутреннюю культуру, начитанность, характер.

«Для интеллигентного человека неумение говорить также стыдно, как и неумение писать», - считал А.П.Чехов.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Умение слушать друг друга не менее важно, чем умение говорить. Пьер Буаст, французкий лексикограф, писал:
«Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить».
От молчаливого собеседника исходит не меньше информации, чем от говорящего. Посмотрите на человека, который внимательно слушает: как искренни его глаза. «Он хороший собеседник», - говорят о таком человеке.
Быть слушателем – дело не простое. В жизни мы часто вынуждены слушать нашего собеседника – будь то учитель, коллега, родственник, знакомый, друг – и тогда, когда устали, нервничаем, заняты своими проблемами. При этом мы далеко не всегда внимательны, упускаем многие важные моменты, не чувствуем интонации. Одним словом, часто позволяем себе быть плохими слушателями, следовательно, и плохими собеседниками.
Первый и главный закон слушания – доброжелательное отношение к говорящему. Каждый человек со своими мыслями и чувствами стоит нашего внимания. Мы всегда должны быть готовы выслушать его, не перебивая, что бы он не говорил. Это не означает, что мы не должны соглашаться с тем, что говорит он или делает. На свое мнение имеет право каждый. Но когда человек что-то рассказывает, не относитесь к нему предвзято, не считайте заранее все сказанное глупостью или пустой болтовней. Старайтесь принять говорящего со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда между собеседниками устанавливаются свободные и непринужденные отношения, а говорящий начинает выражать свои мысли и чувства более открыто и честно.
Второй закон слушания гласит: мы не должны вкладывать в слова говорящего свой смысл, истолковывать самого человека и его слова по-своему и навешивать на человека ярлык.

ПОДУМАЕШЬ, НЕ ТЕМ ТОНОМ СКАЗАЛ. . .
Не редко у нас возникают различные споры и дискуссии с друзьями, родными и т.п. При возникновении конфликтной ситуации важно помнить о следующем: посмотрите на себя со стороны. Чаще всего это неприятное зрелище. В глазах злобный блеск, взгляд свысока, напряженная поза. А сколько злых и обидных слов готово сорваться с языка! Древние римляне говорили: «Подумай, прежде чем сказать слово, какие стрелы ты выпускаешь из-под частокола зубов». Увы, молчанием конфликт не погасить. Придется говорить. Но как? Спокойно, корректно и доброжелательно. Старайтесь не переходить на повышенный тон. Если вы чувствуете, что не можете сдержаться, предложите перенести разговор на завтра, на утро или хотя бы на час. Никогда не выясняйте отношения вечером, потому что разжечь конфликт «помогает» усталость, скопившаяся за день. Выражения типа «Ты все равно не поймешь», «Ты этого не можешь знать» всегда обижают и раздражают собеседника. Не допускайте превосходства ни в словах, ни в выражении лица. Ни в коем случае не употребляйте оскорблений и грубых слов. Повышенный тон, резкость и грубость действует на собеседника как красная ткань на разъяренного быка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
- В процессе разговора участвуют около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ. Управляет этим процессом больше нейронов, чем при ходьбе или беге.
- Человек способен произнести до 14 звуков в секунду.
- Сегодня в мире существует более 6000 языков. Считается, что все они произошли от одного праязыка, который возник 50000 лет назад. Сейчас все языки объединены в три группы: индоевропейскую, австронезийскую и банту.

ТЫ ГОВОРИШЬ, Я ГОВОРЮ. . .
Речь не только служит средством общения между людьми, но и является средством передачи чувств, настроений, переживаний. Эмоциональное содержание речи более точно, чем рациональное, выражает действительное отношение человека. Можно утверждать: «У меня все отлично», но тон речи, интонация и мимика подскажут обратное. Кстати, маленькие дети и животные безошибочно улавливают, прежде всего, искренность слов, безошибочно угадывая настроение.
Мы часто не используем всю богатую палитру интонаций, которые украшают нашу речь. Бернард Шоу говорил, что одно слово «да» можно произнести с пятьюдесятью оттенками. Иногда нам трудно высказать то, что мы чувствуем. «Я не то хотел сказать», «Я не так выразился», «Вы меня не так поняли», - такие выражения мы употребляем в тех случаях, когда наш язык не в состоянии выразить наши мысли или переживания. Известно, какие муки творчества испытывают писатели, поэты, журналисты в поисках подходящих слов для выражения своих мыслей и чувств. Но и в общении не всегда удается найти быстро и точно нужные слова.
От чего же зависит речь человека? Здесь отражается и общий уровень развития, и эмоциональная культура, и навыки словесного общения, и словарный запас, и умение четко и ясно выражать свои мысли. Такие навыки складываются в семье в раннем детстве. А как говорят в вашей семье? Неслучайно воспитателями детских садов составляют мнение о культуре родителей по высказываниям их детей. Постоянно поправлять и улучшать свою речь, делать ее более четкой и выразительной – обязанность всякого культурного человека. Что же входит в понятие культуры речи? Прежде всего, словарный запас. Лингвисты подсчитали, что А.С.Пушкин обладал словарным запасом в 21 тысячу слов. Выпускник школы имеет в своем багаже всего от 2 до 5 тысяч слов. Словарный запас взрослого человека вряд ли составляет более 10 тысяч слов. Большой и разносторонний словарный запас делает нашу речь выразительной, яркой и образной. Не менее важна грамотность речи. Правильно произносить слова, с нужным ударением, избегая бессмысленных междометий, получается далеко не у всех. Что делать, чтобы говорить красиво и правильно? Больше читайте, учите наизусть стихи и прозу, пересказывайте прочитанное. Л.Н.Толстой писал: «Слово – великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

КАК МОЖНО СЛУШАТЬ?
Психологи разделяют слушание на нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание – внимательное и молчаливое. Оно уместно, если наш собеседник хочет нашего внимания и поддержки. Такие моменты наступают, когда человек испытывает какие-либо сильные чувства, неважно, отрицательные или положительные, или, когда он хочет просто выговориться. В этом случае допускаются только самые незначительные реплики, которые показывают, что говорящего слышат. Они не должны содержать оценки (нельзя говорить «хорошо», «плохо», «замечательно»), зато можно использовать «да», «понимаю», «продолжай», «это интересно».
Рефлексивное (активное) слушание – это умение задавать вопросы. Такое умение поможет избежать в общении многих трудностей, которые возникают даже при общении с самыми близкими людьми. Помните, наши слова многозначны. Если что-то в сказанном не ясно, непонятно, обратитесь за уточнениями: «Повтори еще раз…», «Я не понимаю, что ты имеешь в виду…», «Объясни это, пожалуйста…». Чтобы понять смысл, попробуйте пересказать услышанное своими словами: «Я правильно тебя понял…», «Ты считаешь…».

obshenie 

ТЕСТ: «ПРИЯТНЫЙ ЛИ ВЫ СОБЕСЕДНИК?»

На поставленные вопросы отвечайте «да» или «нет»:

  1. Вы часто перебиваете своего собеседника?
  2. Торопитесь ли вы высказать свое мнение по какому-либо вопросу, несмотря на то, что собеседник еще не договорил?
  3. Вы внимательно слушаете только ту информацию, которая вам интересна?
  4. Вы с трудом сдерживаете свои эмоции во время разговора?
  5. Делаете ли вы только вид, что слушаете, а сами думаете о другом?
  6. Акцентируете ли вы свое внимание на несущественных моментах беседы?
  7. Легко ли вас переубедить?
  8. Вы перестаете слушать говорящего, если заметили, что утратили нить разговора?
  9. Влияет ли ваше личное отношение к собеседнику на восприятие информации?
  10. Вы часто отвлекаетесь, когда с кем-то разговариваете?

Теперь подсчитайте общее количество баллов, поставив 2 балла за каждый положительный ответ:

  • Если вы набрали менее 8 баллов, то вы в совершенстве владеете этикетом общения и ведения беседы. Вы – хороший слушатель и собеседник. Окружающим приятно с вами общаться, так как вы всегда принимаете во внимание мнение и интересы собеседника, вам можно доверить секреты.
  • Если вы набрали от 8 до 12 баллов, то вы достаточно хорошо знакомы с правилами речевого этикета, однако далеко не всегда руководствуетесь ими в повседневном общении. Если собеседник сумел вас заинтересовать, вы внимательно выслушаете его и будете тактичны. Но если вас что-то не устраивает, вы можете высказаться достаточно резко.
  • Если вы набрали от 12 баллов и выше, вас нельзя назвать внимательным слушателем и хорошим собеседником. К сожалению, вы часто прерываете говорящего, стремитесь, во что бы то ни стало высказать свое мнение, не обращая внимания на реакцию собеседника. Очень часто эффективному общению мешают эмоции и уже сформированная точка зрения. Вас трудно переубедить. Чаще всего вы несдержанны, необъективны в своих оценках. Поэтому общаться с вами достаточно тяжело. Вам следует обращать больше внимания на собеседника.

Поиск

Государственная символика
 

___________________________________

Это важно!

zakon
shild

Здоровый город и село

zdoroviygorod

Первая помощь

XuoGHV-vIDI

Afisha v zas1

питание
респ акции

depositphotos 3406261-stock-photo-3d-flag-map-of-belarus

борд

sm full0

1426663688

Биометрические паспорта

f6e16faaa1915185a8f8efecb1032265

i (1)Мы родом из ГПК

 

Адрес: 225308, Республика Беларусь, Брестская область, г. Кобрин, ул. Дзержинского, 54
E-mail: kgpk@kgpk.by
Телефоны:
Приемная: 8 (01642) 3-66-77 

Факс: 8 (01642) 2-90-26

Free Joomla! templates by AgeThemes