В выпускном классе на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника.
Однако формирование временной перспективы идет у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Это выражается в том, что юноши, как бы, не желают задумываться над важными вопросами, откладывая их решение на потом.
Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Станьте другом для своего ребенка, ведь он уже совсем взрослый!
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром. Отсюда большая, по сравнению с подростковым, дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышение самоконтроля и саморегуляции. Но все же, полное понимание между взрослыми и юношами и девушками не устанавливается. Взрослым часто кажутся немотивированными поступки юношей и девушек, хотя ими руководит юношеская одержимость, страстность.