ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Т.Н.КУЛИК

В рамках выполнения плана методической работы на 2022-2023 учебный год был обобщен опыт преподавателя немецкого языка Татьяны Николаевны Кулик по теме «Обучение устной речи учащихся III ступени обучения с использованием интерактивных приемов». Работа велась с 2019 по 2022 год.

В инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь обращается внимание педагогов на то, что при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования учебное время на уроке используется преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи. Но в обучении иностранному языку есть противоречие между необходимостью обеспечения условий языковой среды и общения с носителями языка и отсутствие этого, ограничиваясь формальной обстановкой учебной группы.

Из вышеперечисленных факторов перед Т.Н. Кулик встала проблема: применение каких форм, методов, приёмов позволит преподавателю немецкого языка обеспечить коммуникацию на уроке иностранного языка, способствующую развитию познавательной активности учащихся? И возникла необходимость поиска и применения в работе такого подхода к обучению немецкому языку, который позволил бы максимально оптимизировать процесс овладения навыками базового иноязычного общения и сделать его эффективным для всех учащихся.

Решение этой проблемы преподаватель видит в применении интерактивных приёмов и методов обучения немецкому языку.

Интерактивные педагогические технологии помогают не только разнообразить учебную деятельность, но и создать условия общения, приближенные к реальным.

Цель опыта: создание условий для развития умений диалогической и монологической речи учащихся путем применения интерактивных приемов обучения.

Татьяна Николаевна для развития умений говорения использует интерактивные приемы «Групповой рассказ», «Экспресс-интервью». Большой популярностью пользуется прием «Броуновское движение», который можно сочетать с двигательной активностью. Игровое задание «Карусель» - одна из любимых форм учащихся при проведении урока немецкого языка.

Мониторинг результативности опыта проводился в двух учебных группах второго курса (19 учащихся), где на учебных занятиях были использованы интерактивные методы.  В ходе работы учащимся предлагались задания, позволяющие оценить уровень сформированности умений диалогической и монологической речи по выборочным критериям. Критерии определены в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам на II, III ступенях общего среднего образования:

  1. умение инициировать и поддерживать беседу по предложенной ситуации (теме, проблеме);
  2. быстрота реакции;
  3. использование компенсаторных умений в случае затруднений в общении.

Аналогичные задания применялись на исходном (сентябрь 2020), промежуточных (декабрь 2020, июнь 2021) и заключительном (декабрь, 2021) этапах работы.

Несмотря на разный уровень обученности учащихся, в группе наблюдается повышение показателей развития умений говорения. Например, по первому критерию (умение инициировать и поддерживать беседу по предложенной ситуации (теме, проблеме) с сентября 2020 по декабрь 2021 произошло повышение количества учащихся достаточного уровня на 15,8%, среднего уровня на 5,2%. По этому же критерию произошло понижение процента учащихся низкого и удовлетворительного уровней на 10,5% и 14% соответственно.  По второму критерию (быстрота реакции) повысился процент количества учащихся достаточного и среднего уровней на 15,8%, количество учащихся удовлетворительного и низкого уровней снизилось на 15,7%. По третьему критерию (использование компенсаторных умений в случае затруднений в общении) также произошло повышение процента количества учащихся достаточного и среднего уровней на 5,3% и 15,8% соответственно, понижение процента учащихся низкого уровня на 10,5% и удовлетворительного уровня на 10,6%. Данные показатели отражены в таблице и диаграмме.

Были определены условия, позитивно и негативно влияющие на эффективность и результативность данного опыта. К положительным условиям относятся: интенсификация урока, более высокая степень мотивации, активная роль учащихся в процессе обучения, акцент на деятельность, практику. Отрицательным является меньший контроль над процессом обучения со стороны преподавателя.

В своей педагогической деятельности Т.Н. Кулик планирует совершенствовать работу по развитию умений говорения учащихся в процессе обучения немецкому языку и разработать новую серию уроков с использованием более широкого спектра интерактивных приемов обучения, находить их новые формы применения.

По теме обобщения опыта было проведено учебное занятие по немецкому языку для педагогов учреждения образования и представлено выступление на заседании цикловой комиссии преподавателей общеобразовательных предметов.

Поиск

  • Библиотека
  • Гостевая книга
  • Это важно!
  • Free Joomla! templates by AgeThemes