Работая преподавателем математики и информатики в УО «Кобринский государственный политехнический колледж» с 2007 года, свою работу Неонила Александровна Цыбульникова старается строить так, чтобы развивать познавательную деятельность учащихся. Этому, как нельзя лучше, способствует сам предмет – информатика. Педагогическое кредо: Никогда не говорить «нельзя» и не говорить с детьми как с детьми.
Свою задачу преподаватель формулирует так: определить исходный уровень развития учащихся и активизировать познавательную деятельность в процессе реализации личностно-деятельностного подхода. На уроках информатики в ходе работы обучающихся с компьютерными технологиями в целом и программированием в частности, формируются и развиваются такие качества как чёткость, строгость мышления и делового общения; умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи, а не пытаться охватить всё сразу; способность чётко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.
В 2018 году в рамках работы цикловой комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин (предметов) был обобщен опыт Неонилы Александровны по теме: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в процессе реализации личностно-деятельностного подхода в обучении». Работа по теме длилась 7 лет.
I. этап Начальный 2011 – 2012 учебный год:
- изучение теоретической базы по теме опыта;
- анализ образовательной программы, анализ тематического планирования;
- диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения учащихся;
- изучение передового опыта преподавателей, работающих по данной теме.
II. этап Основной 2012– 2017 учебные года:
- подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов;
- создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
- применение информационных продуктов на уроках разных типов, применение во внеучебной работе.
III. этап Заключительный 2017 – 2018 учебный год:
- обработка и осмысление полученных в ходе работы данных;
- систематизация и обобщение результатов опыта работы по теме самообразования;
- оформление опыта работы;
- распространение опыта: выступление на заседании цикловой комиссии.
В течение семи лет уточнялись и корректировались отдельные моменты, изучались особенности современного учебного занятия, рекомендации к его проектированию, новые формы организации деятельности учащихся на уроке с целью поиска оптимальных путей обучения и воспитания, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.
Подготовлены методические рекомендации «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», которые позволяют выявить, а также теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов при изучении информатики.
Анализируя свой собственный опыт работы по использованию элементов личностно-ориентированного обучения на уроках информатики, Цыбульникова Н. А. пришла к выводу: "Всегда надо думать о том, что хочет учащийся, и транслировать ему с одной стороны знания, умения, навыки, нормы поведения, а с другой - сохранять за ним право выбора и создавать условия для осуществления этого выбора".
Изучение вопроса развития познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в процессе реализации личностно-деятельностного подхода в обучении позволяет сделать выводы:
1) Так как психические процессы развиваются в деятельности, то познавательные процессы развиваются тем эффективнее, чем чаще учащиеся включены в активную деятельность.
2) Для развития познавательных процессов учащегося нужно знать возрастные особенности его психических процессов, количественные и качественные изменения, которые у него состоялись.
3) Любая наука имеет свою собственную логику. Человек, изучая любую науку, в том числе и информатику, постигает её в соответствии с её внутренними закономерностями, т.е. проникновение в любую сферу знания вызывает развитие познавательных процессов человека в определённом направлении.
Дальнейшее развитие познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в процессе реализации личностно-деятельностного подхода в обучении и внедрение данной практики в образовательный процесс преподаватель планирует реализовать с помощью современных педагогических технологий: продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, использовать на уроках интерактивную доску.
За время работы над опытом разработаны:
1) Портфолио преподавателя в виде веб-сайта, состоящего из 8 веб-страниц, связанных гиперссылками, и содержащего ссылки на основные документы. Данный электронный ресурс создавался в программе Блокнот.
2) Учебно-методический комплекс профессии «Каменщик» в виде веб-сайта, предназначен для обеспечения открытости образовательного процесса и может быть доступен любому желающему.
3) Электронная рабочая тетрадь по Excel, используется как средство обучения на уроке при изучении и закреплении основных понятий Excel.
4) Электронные тесты по Еxcel, созданные с помощью PowerPoint, в которых используются макросы для подсчета количества правильных ответов и выставления отметок.
5) Исследовательская работа «Пять красивых тел». Данная работа представляет собой теоретическое исследование, где в качестве объекта рассматривается связь между многогранниками и деятельностью человека. Предметом исследования являются многогранники. Целью исследования стал вопрос, каким образом форма многогранников нашла применение в различных сферах жизнедеятельности человечества.
6) Разработано и проведено открытое внеклассное мероприятие: «Счастливый случай» с мультимедийным сопровождением.
7) Приняла участие в Ярмарке социально-педагогических идей, на которой была представлена «интерактивная экскурсия «Музейная комната «Наследие». Данная работа состоит из пяти разделов, которые связаны между собой с помощью гиперссылок и содержат видеоролики и викторину.
8) Подготовлены методические рекомендации «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», которые позволяют выявить, а также теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов при изучении информатики.